Одна из фундаментальных теорий мотивации — иерархия потребностей. Знаменитый американский психолог Абрахам Маслоу начал изучать аспекты человеческого поведения в 30-х годах прошлого века. Маслоу утверждал, что самой важной потребностью, побуждающей человека к развитию своих способностей и талантов, является стремление к самореализации.
В 1943 году Маслоу представил свою "Теорию человеческой мотивации", в которой выделил пять уровней потребностей. Наверняка вы уже слышали о "пирамиде Маслоу". Давайте рассмотрим её применение в рабочей среде:
- Основные физиологические потребности: зарплата должна позволять покрыть расходы на питание, одежду, жилье и здоровье.
- Потребность в безопасности: это означает обеспечение безопасных условий труда и стабильности на рабочем месте, что дает сотрудникам уверенность в будущем.
- Социальные потребности: они достигаются через гармоничную атмосферу в коллективе, эффективную коммуникацию и хорошие отношения с руководством.
- Потребности в уважении: они связаны с признанием достижений, доверием и статусом сотрудника.
- Потребности в самореализации: они удовлетворяются через обучение, карьерный рост, выполнение сложных и творческих задач, а также участие в принятии решений. Например, вы всегда готовы помочь своим сотрудникам оплатой курсов, которые помогут им развивать свои навыки.
С учетом этих пяти уровней потребностей, предприниматели могут создать мотивационную среду, которая способствует улучшению эффективности команды и долгосрочному успеху бизнеса.
В более подробной классификации на вершине иерархии потребностей добавляются познавательные потребности (желание знать, уметь, исследовать) и эстетические потребности (стремление к гармонии, порядку и красоте). В контексте бизнеса эта схема может показаться простой.
Теория Маслоу, однако, не является единственной и идеальной. Удовлетворенность сложно измерить, порядок в иерархии может быть индивидуальным, и некоторые потребности продолжают оставаться мотиваторами даже после их удовлетворения.